Поиск по сайту:

7.07.2003::Эпидемия СПИДа уничтожит Россию

"СПИД Фонд Восток-Запад" - неправительственная некоммерческая организация, созданная при поддержке правительства Нидерландов и Института "Открытое Общество", для борьбы с эпидемией СПИДа на территории бывшего СССР и Монголии. Эта структура отпочковалась от известной организации "Врачи без границ". Штаб-квартира находится в Москве, представительства - в Киеве и Алма-Ате. Ныне реализует более десяти различных проектов, специализируясь на профилактике СПИДа, а также на помощи больным.



Генеральный директор "СПИД Фонд Восток-Запад" Риан Ван Де Браак и директор программ организации Вим Ландер прокомментировали в интервью WPF ситуацию, складывающуюся со СПИДом в России. По их оценке, она катастрофическая.



Ван Де Браак: Наша организация действует, основываясь на мировом опыте борьбы со СПИДом. Мы привлекаем экспертов с широким спектром знаний, которые помогают нам создать программы, рассчитанные на быстрое достижение реальных результатов.



Вопрос: Как Вы оцениваете уровень сотрудничества с правительством России?



Ван Де Браак: В течение всего периода нашей работы мы сотрудничали с различными министерствами, такими как Министерство здравоохранения, Министерство юстиции и другими. Сотрудничество развивалось очень хорошо, и эти структуры делают все, что в их силах, в рамках своих ограниченных возможностей. Борьба с эпидемией СПИДа в России нуждается в мощной политической поддержке, в вовлечении в нее ведущих политиков. К несчастью, этого еще не произошло.



Ландер: По официальной статистике, СПИДом в России заражено 35 тыс. человек, но по неофициальным данным, инфицированных больше в 4-6 раз. Эпидемия распространяется с нарастающей скоростью, что показывает, что у правительств России, Украины и других стран не существует скоординированной стратегии борьбы с ней. В федеральном бюджете России на борьбу со СПИДом выделено $6 млн. Это капля в море по сравнению с $6 млрд., выделенными на аналогичные цели бюджетом США. Отдел борьбы со СПИДом Министерства здравоохранения России состоит из четырех человек, которые работали на этом месте еще в 1995 году, когда мы начинали свою деятельность. Эти люди не имеют средств и сотрудников, чтобы эффективно противостоять эпидемии.



Для лучшего понимания ситуации можно посмотреть на опыт Бразилии, население и ВВП которой сопоставимы с российскими. Эта страна начала бороться с эпидемией СПИДа несколько лет назад. Государство действовало очень агрессивно и создало реальный функционирующий механизм для борьбы с распространением эпидемии. Бразилия стала примером того, как страна, обладающая ограниченными ресурсами, может успешно сократить размеры этого бедствия и ограничить распространение СПИДа. Российским официальным лицам мы приводим Бразилию в пример. К несчастью, Россия доселе не считает борьбу со СПИДом своей приоритетной задачей.



Очень важно, чтобы народ и власти России поняли, какой урон СПИД наносит их стране. До сих пор эпидемия поражала только группы риска - наркоманов, заключенных, проституток. Однако сейчас СПИД распространяется в иные сферы общества. По прогнозу, в 2005 году в России будут жить 5 млн. инфицированных, а к концу десятилетия - 10 млн. Это невероятно серьезное увеличение числа зараженных. Причем болезнь поразит, в основном, молодых людей, что очень серьезно повлияет на экономику страны и будет иметь мощнейший дестабилизирующий эффект. Это гигантский вал проблем, который надвигается на Россию с неимоверной скоростью, и никто не пытается остановить его.



Вопрос: Чем Вы можете это объяснить?



Ван Де Браак: Недостаток внимания к этому объясняется тем, что у России сейчас очень много других проблем. Перед тем как начать действовать, правительства предпочитают убедиться в реальности и неизбежности угрозы. Эпидемия СПИДа, в свою очередь, долгое время остается невидимой, но потом с огромной силой взрывает общество.



Другая проблема заключается в том, что борьба со СПИДом стала прерогативой Министерства здравоохранения России, и никому другому не было позволено участвовать в этом процессе. Но это ошибочная стратегия. Нужен комплексный подход: с подключением Министерства юстиции, потому что большое количество инфицированных находится в заключении, Министерства обороны, потому что в группе риска находятся новобранцы, Министерства внутренних дел, потому что нужны специальные полицейские подразделения для борьбы с наркотиками и проституцией. Таким образом, до тех пор, пока Министерство здравоохранения имеет монополию на борьбу со СПИДом, можно будет добиться очень немногого.



Вопрос: Лечение СПИДа очень дорого. Как люди в бывшем СССР, у которых достаточно низкие доходы, могут оплачивать покупку подобных медикаментов?



Ландер: К сожалению, в России только очень небольшая группа инфицированных получает "тройную терапию". Именно этот способ лечения является гарантом того, что вирус СПИДа не адаптируется к используемым антибиотикам. В России снабжение медикаментами нерегулярное, и это не дает возможности лечить большие группы населения. Сегодня нам точно неизвестно, сколько людей в России получает подобное лечение. По нашим оценкам, это около 5 тыс. человек из официальных 35 тыс. инфицированных. Только 10% из этих 5 тыс. получают "тройную терапию", а это значит, что лечение эффективно только для 500 человек, так как вирус приобретает устойчивость, если используются только одно или два лекарства.



Последние несколько лет на уровне правительств и крупнейших фармацевтических компаний шли серьезные дискуссии и переговоры, ставящие целью снизить стоимость лекарств, применяемых для лечения СПИДа. В прошлом цена подобных лекарств составляла $10 тыс. в год на человека. В эту сумму не была включена стоимость иных медицинских услуг. В конце концов, некоторые страны добились снижения цен до уровня $300-500 на человека в год. К сожалению, Россия никогда не принимала участия в таких переговорах. Украина, наоборот, делегировала ряд правительственных организаций для переговоров с фармацевтами, что позволило снизить цену лекарств до $1,7 тыс. на человека в год. Это показывает, что снижение цен на лекарства для стран бывшего СССР возможно. Никому неизвестно, почему Россия не участвовала в таких переговорах.



Вопрос: Международное сообщество также проявляет недостаточно интереса к проблеме СПИДа в бывшем СССР. Чем Вы можете это объяснить?



Ван Де Браак: Существуют две причины. Одна заключается в том, что международное сообщество смотрит на проблему СПИДа как на часть проблемы взаимоотношений богатого Севера и бедного Юга. Поэтому они, по большей части, концентрируют свои усилия в Африке и Азии. Наша организация старается донести до западных правительств, что серьезнейшая проблема СПИДа существует также в Восточной Европе и бывшем СССР.



Я уверена, что внимание Запада к этому будет увеличиваться параллельно с расширением Европейского Союза, когда Россия и Украина станут непосредственными соседями ЕС. Тогда объединенная Европа поймет, что эпидемия СПИДа началась фактически у нее дома. То, что сегодня в Брюсселе закрывают глаза на распространение СПИДа в этом регионе, неизбежно приведет к тому, что в будущем борьба с эпидемией станет еще труднее и дороже. Позитивным моментом может считаться все большее вовлечение США в борьбу с эпидемией. Конечно, в программе действий президента Буша упор делается на Африку и Азию, но это нам дает возможность обратить его внимание и на ситуацию в бывшем СССР.



Вопрос: Как Вы оцениваете роль средств массовой информации в борьбе со СПИДом?



Ландер: Журналисты и СМИ играют очень важную роль в этом. Наиболее важно, чтобы они предоставляли людям объективную и достоверную информацию, а не только сенсационные заголовки. До тех пор, пока люди в бывшем СССР думают, что СПИД опасен только для групп риска, и считают, что наркоманы и проститутки сами навлекли на себя беду своими безнравственными действиями, борьба с эпидемией будет затруднена.



Люди будут думать, что они и их близкие - вне опасности. Но не забывайте, что большая часть молодежи инфицируется СПИДом, например, посредством половых актов, потому что люди недооценивают важность использования презервативов. Позитивным фактом является то, что в бывшем СССР существует инфраструктура для получения информации об этом. Все жители бывшего СССР посещали школу, они умеют читать, имеют доступ к средствам массовой информации, у них высокий образовательный уровень. Им можно быстро передать знания об опасности эпидемии, особенно учитывая, что потребность в получении подобной информации достаточно велика.



Вопрос: В чем главная сложность борьбы со СПИДом в бывшем СССР?



Ландер: Мы убеждены, что борьба со СПИДом будет успешна только в случае персонального участия в ней президента Путина и руководителей других государств региона. Это будет важный политический прорыв, который позволит активизировать финансовую, техническую и организационную поддержку на национальном и международном уровне.



Если Россия сейчас начнет общенациональную и всестороннюю борьбу с эпидемией СПИДа, то годовая программа обойдется ей, как минимум, в $160 млн. и еще $220 млн. придется затратить в следующем году. Таким образом, если не будет политической поддержки со стороны Путина, то никакого серьезного прорыва в этой области не состоится. К сожалению, остается все меньше и меньше времени, чтобы остановить эпидемию до того, как она выйдет из-под контроля.



Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий