19.07.2003::Генетики помогают археологам находить древние торговые маршруты

Среди руин античного города Сагалассоса, располагавшегося на территории современной Турции, в 110 километрах от средиземноморского побережья, исследователи под руководством археолога Католического университета в Лёйвене (Бельгия) Марка Велькенса обнаружили кухонную утварь с остатками рыбных блюд. Изучив объедки возрастом примерно в 1400 лет, ученые предположили, что нашли кости африканского сома - Clarias gariepinus. Исследователи сперва заподозрили, что они ошибочно определили видовую принадлежность останков рыбы. Казалось маловероятным, что древние обитатели Сагалассоса употребляли в пищу сомов - обитателей далекого от них Нила.

Впрочем, внимательно рассмотрев лишенные черепов рыбьи скелеты, ученые предположили, что рыбы были привезены издалека. Во-первых, у всех обнаруженных сомов отсутствовали головы, а плавники никуда не подевались. Это, по словам специалиста по ихтиогенетике Филипа Фолькерта, также из Лёйвенского университета, могло означать, что в Египте сомов потрошили, отрезали им головы, засаливали или вялили, а потом грузили "тарань" на корабли.

Фолькерт сразу предположил, что высушивание рыбы на солнце могло способствовать хорошей сохранности ДНК в рыбьих костях. Проанализировав вместе с коллегами митохондриальную ДНК шести различных грудных плавников, ученый обнаружили, что генетический материал действительно мало изменился со временем. Таким образом, выяснилось, что образцы ДНК костей рыб из Сагалассоса и купленных в супермаркете африканских сомов Clarias gariepinus в точности совпадают.

Марк Велькенс предполагает, что экзотическую рыбу, скорее всего, использовали в качестве "деликатеса для аристократов", а возможно, и в качестве "аквариумных рыб", то есть запускали их в модные в VI-VII вв. н. э. декоративные бассейны. Помимо костей необычных рыб, есть еще ряд доказательств связи Сагалассоса с отдаленными провинциями Римской империи. Например, некоторые найденные на его территории гончарные изделия, по стилю изготовления и характерным рисункам весьма сильно напоминают подобные предметы, изготовленные в начале VII в. н. э. в Северо-восточной Африке.

Впрочем у Стивена Митчелла из Экзетерского университета (Великобритания) есть некоторые сомнения в том, что в Сагалассос именно в 600 году импортировалась рыба из Египта. Согласно его утверждениям, с начала VI в. н. э. Сагалласос постоянно страдал от землетрясений, чумы и вторжений иноземцев. Ввоз рыбы, по его словам, мог бы означать, что несмотря на все напасти, городу-государству удавалось держаться на достаточно высоком культурно-экономическом уровне до самого своего заката.

solvay-pharma.ru