Поиск по сайту:

Компьютер - окно в мир или путь к одиночеству?

За последние 10 лет компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Теперь это не роскошь, как десять лет назад думали многие, а необходимая составляющая нашего современного мира. Основы информатики стали преподавать в школе так, что многие дети разбираются в компьютере лучше, чем их родители. И это очень хорошо. Человек должен идти в ногу со временем, понимать и принимать требования современной жизни, легко в них ориентироваться. Но в некоторых случаях, действительно, есть повод для беспокойства.
    Давайте посмотрим, что происходит, когда наши дети сидят около компьютера по несколько часов подряд. Мы будем говорить не о том случае, когда старшеклассники пишут рефераты или готовятся к экзаменам, а о том, когда дети играют в компьютерные игры: всякие "стрелялки", "бродилки", "страшилки", "гонки"... Перед глазами ребенка разыгрывается сюжет, в котором его персонаж является главным героем. Ребенок им управляет и переживает с ним его виртуальную жизнь. Но эмоции у ребенка возникают настоящие. Он радуется, расстраивается, путается, гордится собой, испытывает чувство досады, проигрывает и побеждает. Если в реальной жизни скорость протекания психических процессов имеет свою динамику, и у каждого она индивидуальная, то в компьютерной игре смена кадров и событий происходит так быстро, что подчас детская психика не успевает полностью эмоционально отреагировать на эту информацию. Известно, что одним из факторов возникновения стресса являются неотреагированные вовремя эмоции, отсюда у детей, которые много времени проводят за компьютером, появляются все признаки стрессового состояния - раздражительность, повышенная утомляемость, головная боль, страхи, нарушение сна, тревожность. То же самое можно наблюдать у людей, которые слишком много смотрят телевизор.
    Но мне бы хотелось взглянуть на эту проблему еще с одной стороны. Почему у многих детей, да и у некоторые взрослых такая потребность в длительном общении с компьютером?
    Потребность в общении у человека врожденная, человек не может жить в изоляции. Как писал философ Михаил Бахтин: "Я осознаю себя и становлюсь собой, только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого... Быть - значит быть для другого и через него для себя..." С самого рождения мы начинаем формировать свои навыки общения, постепенно их совершенствуя. Причем совершенствование происходит всю жизнь. Встречи с новыми людьми, с новыми коллективами, с новыми обстоятельствами. Но основную школу общения мы проходим в детстве, начиная с прогулок с мамой. Помните, когда ваш ребенок был маленьким, вы ходили с ним на детскую площадку. Там дети то спокойно вместе играют в песочнице, то вдруг подерутся, и тогда один из них в слезах бежит к маме. Это первые опыты общения в коллективе. Первые друзья, первая любовь, ссоры и примирения. А можно вспомнить многочасовые игры в "казаки-разбойники", "прятки", "дочки-матери". Здесь эмоции вызываются реальными событиями, настоящими отношениями. После каждой игры идет бурное обсуждение, кто как себя вел, по правилам ли была игра и многое другое.
    Однажды на консультации одна мама рассказала мне про своего десятилетнего сына. Когда к нему в гости приходят его одноклассники, они тут же включают компьютер и начинают играть. И так каждый раз. Вначале она не придавала этому значения. А когда друзья мужа попросили на некоторое время компьютер, приятели сына перестали приходить в гости. Она спросила сына, что между ними произошло. Он ответил, что все нормально, но компьютера нет, так что делать вместе нечего. Вот тут-то мама и забеспокоилась. Получилось, что ее сын не умеет строить реальные отношения, он и его приятели не могут придумать себе общее занятие: дело или игру, чтобы им было интересно.
    У сына приближался день рождения. Мама решила подготовить для детей большую программу. Это были викторины, игры и многое другое. Праздник прошел замечательно. Сначала дети чувствовали себя скованно, затем так разыгрались, что не заметили, как пролетело время. Всем очень понравилось. Через некоторое время дети начали ходить друг к другу в гости, они почувствовали интерес к совместным играм.
    Мама старалась больше времени проводить с сыном. В выходные ходили на выставки, катались на роликах, иногда приглашали с собой всех желающих приятелей сына. Мама и сын стали ближе друг к другу. Папа тоже с удовольствием подключился к совместным мероприятиям. Оказалось, что можно больше времени уделять друг другу и получать от этого огромное удовольствие.
    Компьютер дает нам новые возможности для получения информации, знакомства с новыми людьми. Но всему своя мера. Ведь ничто не заменит нам любящего взгляда близкого человека, чувства настоящей победы, верного друга. Главное, чтобы виртуальный мир расширял наши горизонты, а не вел нас к одиночеству и разладу с действительностью.