Поиск по сайту:

Новичок в маске

*112r*Миллионы людей в летние дни стремятся отдохнуть у воды. Купание, игры доставляют всем, особенно детям, истинное удовольствие. Человеку, оказавшемуся в воде, хочется плавать, нырять. Все объясняется довольно просто; когда вода возбуждает кожные нервные окончания (рецепторы), возникает поток импульсов, поступающих в мозг, а оттуда - во внутренние органы, рождая энергию и бодрость.
    
     Плавание справедливо называют идеальным видом движения: ни один вид спорта не имеет такого большого гигиенически оздоровительного и лечебного значения. Определяется это многими факторами. Прежде всего тем, что сама водная среда и создаваемые ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействия вызывают множество благоприятных реакций организма, стимулируют его функциональное развитие, создают условия для профилактики и лечения различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.
    
     Особенно благотворно влияет плавание на организм ребенка. Для детей и подростков плавание - самое эффективное средство уравновешивания нервных процессов. При плавании создаются особые условия и для деятельности сердечно-сосудистой системы. Тело ребенка, погруженное в воду, находится в состоянии, близком к невесомости. Сердце при этом увеличивается в объеме и перекачивает большее количество крови. Гидростатическое давление, воздействующее на поверхность тела, способствует движению венозной крови от периферии к сердцу, что благоприятно для деятельности правых предсердия и желудочка.
    
     Регулярные занятия плаванием - лучшая тренировка дыхательной системы. Во время вдоха усиливается работа дыхательных мышц, которым приходится преодолевать давление воды на грудную клетку. Выдох, который пловец обычно делает в воду, также затруднен. Такая гимнастика стимулирует развитие выдыхательных мышц, подвижность грудной клетки, увеличивает жизненную емкость легких. Годовое увеличение объема грудной клетки у пловцов в возрасте 9-15 лет колеблется от 300 до 1100 кубических сантиметров, что значительно превышает средние показатели увеличения объема у детей, не занимающихся плаванием.
    
     У пловцов нормализуются функции органов пищеварения, усиливается обмен веществ, активизируется деятельность органов выделения. Даже обычное купание значительно изменяет состав крови. Например, у ребенка, находящегося в воде при температуре 20 градусов всего минуту, количество эритроцитов увеличивается на 20-25 процентов, повышается гемоглобин и уменьшается количество лейкоцитов.
    
     Пребывание в воде закаляет организм ребенка, повышает невосприимчивость к простудным заболеваниям. На кожный покров вода оказывает не только механическое, но и термическое воздействие. Она же смывает грязь, пот, "смазку" на коже, верхний слой эпителия - очищает и укрепляет покровы, способствует улучшению кожного дыхания.
    
     Взвешенное состояние тела в воде освобождает опорно-двигательный аппарат от статической нагрузки, способствует правильному (без жировых отложений) физическому формированию ребенка, помогает исправлению осанки. В то же время у худых ребятишек тренировки способствуют наращиванию слоя подкожного жира, что вместе с увеличением силы и объема мышц также улучшает фигуру.
    
     Как видим, плавание имеет огромное оздоровительное значение для детей, но оно - еще и жизненно необходимый навык. Неумение держаться на воде может стоить жизни. Статистика свидетельствует, что из общего числа тонущих 21-23 процента составляют дети и подростки, не умеющие держаться на воде. Каждого ребенка необходимо научить плавать - это лучшая защита от возможных несчастий на воде.
    
     В большинстве случаев школьники проводят лето вместе с родителями, и, если вы отдыхаете вблизи какого-нибудь водоема, научите ребенка плавать.
    
     Наши советы мы адресуем тем, кто захочет в короткий срок научить плавать подростков 11- 16 лет. |
    
     Внимательно разучите с детьми все предложенные упражнения, не допуская ошибок (о которых мы будем предупреждать), и ваш ребенок будет если не плавать, то для начала хорошо держаться на воде.
    
     *113l*Многолетний опыт показал, что легче научить подростков плавать, если пользоваться на занятиях полумаской и дыхательной трубкой. Это снаряжение ныряльщика позволит новичку в кратчайший срок преодолеть боязнь погружения в воду с головой и уверенно почувствовать плавучесть своего тела.
    
     Помните: учиться плавать детям можно только под руководством взрослых, которым следует превратиться на это время в особенно внимательных учителей.
    
     Прежде чем начать занятия, ребенку нужно посетить врача и получить на это разрешение. Затем найдите на берегу место, удобное для обучения плаванию, и хорошо запомните меры безопасного поведения на воде. Берег надо выбрать с пологим спуском к воде, твердым песчаным дном (без ям, коряг, камней, стекла и водорослей), постепенно понижающимся к середине пруда, озера или реки. Грунт должен быть ровным. На "учебном" участке глубина воды должна доходить ребенку до груди или до пояса: меньшая будет неудобной, а большая - опасной. Место для проведения занятий должно быть по течению выше участков для водопоя и купания скота, вывода сточных вод и других загрязняющих источников.
    
     Приступая к занятиям, надо соблюдать следующие правила:
     1. Начинайте и продолжайте плавание при температуре воды не ниже 20 градусов.
     2. Время пребывания в воде увеличивайте постепенно с 5-7 до 30-40 минут.
     3. При первых признаках озноба немедленно выведите ребенка из воды;пусть энергично разотрется полотенцем и быстро оденется.
     4. Не давайте ему входить в воду вспотевшим, разгоряченным, сразу после подвижных игр на солнцепеке.
     5. Все плавательные упражнения ребенок должен выполнять в сторону берега или вдоль него.
     6. При головной боли или других признаках недомогания надо сделать перерыв в занятиях.
     7. Ребенку категорически запрещается нырять и прыгать вниз головой на мелководье, заплывать за ограждения и подавать ложные крики о помощи,
    
     Занятие строится по следующему образцу. Вначале проделайте на берегу с ребенком небольшую, до 15 минут, разминку. В нее могут входить общеразвивающие упражнения, знакомые по школьным занятиям физической культурой (ходьба с движениями руками, на носках, различные наклоны, приседания, прыжки и специальные упражнения, дублирующие те, которые предстоит изучать на воде).
    
     Урок первый
    
     1-е упражнение. Исходное положение (и. п.) - стоя на дне по пояс в воде. Надеть полумаску, сделать глубокий вдох и, присев, погрузиться в воду с головой (глаза открыты). Задержать дыхание на 5-10 секунд и медленно встать, выдыхая воздух через рот и нос. Упражнение выполнить 6-8 раз.
    
     Крепление полумаски на лице должно быть таким, чтобы при небольшом вдохе носом она присасывалась к лицу и не пропускала воду. Надо объяснить ребенку, что чрезмерное натяжение затылочного ремня вызовет неприятное болевое ощущение.
    
     2-е упражнение. И. п. - то же. Продеть под затылочный ремень полумаски дыхательную трубку и вложить загубник в рот. Опустить лицо в воду (глаза открыты). Сделать несколько вдохов и выдохов через трубку, не отрывая полумаски от воды. Загубник следует держать во рту без напряжения, но прочно, дышать только ртом, делая спокойные вдохи и выдохи. Дышать под водой через трубку от 45 секунд до 1 минуты. Объясните ребенку, как предупредить попадание воды в дыхательные пути, если внезапно в трубку зальется вода; в этом случае надо успеть языком закрыть отверстие загубника.
    
     3-е упражнение. И. п. - то же. Сделать глубокий вдох, погрузить голову в воду так, чтобы верхний обрез трубки скрылся под водой, и задержать дыхание на 10-15 секунд. Приподнять голову и резко выдохнуть воздух, удаляя воду из трубки. Выполнить 6-8 раз.
    
     4-е упражнение. И. п. - то же. Сделать глубокий вдох, медленно уйти под воду и, наклонив голову, обхватить голени руками. В таком положении задержать дыхание на 10-15 секунд. Всплыть на поверхность, продуть трубку и сделать 10-12 вдохов и выдохов, оставаясь на плаву. Выполнить 6-8 раз.
    
     5-е упражнение. И. п. - то же. Сделать вдох через трубку, задержать дыхание на 10-15 секунд, лечь на воду. Оставаясь в положении на плаву, выполнить 10-12 вдохов и выдохов. Дышать через трубку равномерно. Выполнить 6-8 раз.
    
     Урок второй
    
     Перед разучиванием новых упражнений последовательно повторите пройденные (2-3 раза каждое), чтобы ребенок уверенно почувствовал плавучесть своего тела, а затем приступайте к следующим.
    
     6-е упражнение. И. п. - то же. Сделать вдох и согнуть ноги в коленях так, чтобы подбородок касался воды. Вытянуть руки вперед у поверхности воды, соединить кисти ладонями вниз и оттолкнуться от дна. Принять горизонтальное положение и скользить вперед, опустив лицо в полумаске в воду (глаза открыты). Во время скольжения дышать через трубку равномерно. Выполнить 5-6 раз.
    
     7-е упражнение. И. п. - то же. Повторить предыдущее упражнение, но во время скольжения энергично работать ногами, как при плавании кролем. Выполнить 5-8 раз.
    
     8-е упражнение. И. п. - то же. Во время скольжения работу ног необходимо сочетать с движением рук, загребающим воду под живот. Дышать через трубку спокойно и равномерно. Проплыть 15-25 метров.
    
     Обычно к концу второго урока почти каждый новичок обретает умение держаться на воде. После того как он научится свободно преодолевать с полумаской и трубкой 50-100 метров стилем кроль без выноса рук, дальнейшее обучение продолжайте без полумаски и трубки, но в специальных очках для плавания.
    
     Во время гребковых движений руки из воды не выносятся. Гребок производится в направлении вниз-назад с нажимом на воду. Выведение руки вперед выполняется мягко, рука проходит как можно ближе к туловищу. В конце каждого гребка голову поднимают из воды, делают короткий вдох, затем, опустив ее в воду, производят продолжительный выдох.
    
     Следите за тем, чтобы ноги ребенка работали ритмично, ступни равномерно вспенивали воду, не оставляя за собой брызг. Ноги вашего ученика должны находиться как можно ближе одна к другой, а движения ими выполняться намного чаще, чем руками.
    
     Итак, ваш ребенок освоил способ плавания кролем на груди без выноса рук. Конечно, описанных здесь двух уроков недостаточно, чтобы он научился хорошо плавать. Однако главная задача все же решена: новичок освоился в воде, перестал ее бояться, научился передвигаться и владеть своим телом в необычной для него среде. Чтобы в совершенстве овладеть этим стилем, а затем и перейти к освоению других спортивных способов плавания, ребенку надо регулярно тренироваться.
     Источник:Дети.Ру