Власть бюрократов от медицины и коррупция стали повальным явлением
За десятилетний период реформы здравоохранения в России не произошло сколь-либо существенного изменения этой социально значимой сферы. Бездействие Минздрава РФ привело к полной разбалансировке когда-то стройной и единой структуры системы здравоохранения. Сегодня каждая служба в этой системе действует самостоятельно, и эффективность всех служб зависит во многом от субъективных факторов, прежде всего от компетентности руководителя каждой определенной службы, от его способности сохранять целостность и соподчиненность всех звеньев службы. В экономике здравоохранения - явный диссонанс между бюджетным финансированием и обязательным медицинским страхованием (ОМС), вследствие чего благополучие того или иного лечебно-профилактического учреждения зависит прежде всего от способности его руководителя находить нужные связи и нужные рычаги воздействия на финансовые структуры. В целом создается впечатление, что вся система здравоохранения весьма дискретна и в силу этого не поддается никаким реформам. Это положение ухудшается в еще большей степени стагнацией комитета по охране здоровья ГД РФ, который был призван разработать правовые и экономические основы реформы здравоохранения. Все, кто хоть как-то причастен к системе здравоохранения, воочию убеждаются в плачевном положении российского здравоохранения. Более того, видят, насколько возросли негативные явления. Это прежде всего беспредельная власть бюрократов от медицины и повальная коррупция. Неспроста фонд ИНДЕМ в рейтинге коррумпированности отраслей на первое место поставил здравоохранение. Все законы и ведомственные акты, принятые в течение последних 10 лет, лоббировались и корректировались медицинскими чиновниками таким образом, чтобы усилить их личную власть и непотопляемость. Это, в свою очередь, привело к беспрецедентному возрастанию взяточничества. В связи с чем экс-министр Юрий Шевченко предложил довольно-таки оригинальную форму борьбы с коррупцией, предлагая узаконить взятки и собирать с них налоги. Чем не реформа здравоохранения? Но реальной реформой является лишь то, что бюрократическая элита в здравоохранении достигла небывалых высот. Она уже в состоянии говорить на равных с элитами сырьевых отраслей и ВПК.
Все бы ничего, если бы медицинская помощь населению за эти годы хоть как-то улучшалась. Но, увы, даже в тех лечебно-профилактических учреждениях, где появлялась возможность повысить уровень технического и технологического обеспечения лечебно-диагностического процесса, это приводило лишь к усилению коррупции и формированию элементов платной медицины. Каковы же предварительные итоги так называемой реформы здравоохранения? Введение ОМС не привнесло никаких позитивных сдвигов. Чиновники настолько запутали клубок бюджетно-страхового финансирования здравоохранения, что никакая власть уже не в состоянии его распутать. Остается лишь один путь - отказаться от этой мутантной системы финансирования. Но что же придет на смену этому нежизнеспособному механизму? По-видимому, правительство всерьез озабочено состоянием финансирования здравоохранения и видит выход лишь в смене системы ОМС или в ее такой реформе, чтобы медицина действительно стала страховой. То, как пытаются видоизменить ОМС чиновники, представляет собой еще одну схему усиления власти бюрократов. На этот раз в сторону усиления центрального, то есть федерального фонда ОМС. Предстоит очередное создание мутанта. Это на несколько ближайших лет создаст иллюзию реформы и гарантии роста уровня медицинской помощи. В целом изменить ситуацию в здравоохранении можно лишь радикальными и срочными мерами. Прежде всего необходима перестройка самого Минздрава РФ. Аппарат его должен быть существенно сокращен, так же как и многочисленные "НИИ организации здравоохранения". Необходим единый Федеральный концептуально-аналитический центр планирования и координации службы здравоохранения. Собственно Минздрав РФ должен стать центром управления и контроля без каких-либо прав на разработку всевозможных "постановлений", "циркуляров", "распоряжений", "стандартов" и прочих регламентирующих документов, требующих глубокого научного изучения и обоснования. А все вопросы реформы и реорганизации здравоохранения должны решаться на компетентном уровне специалистов Федерального центра планирования и координации службы здравоохранения. Попытка скрестить бюджетное финансирование с ОМС - очередная утопия ультралибералов. С теми ограничениями в экономике, которые просуществуют в России еще как минимум лет двадцать, нельзя проводить подобные эксперименты, которые ломают старую, хоть как-то работающую систему и не создают в полной мере новую, прогрессивную систему финансирования здравоохранения. В основу экономической реформы, способной кардинально улучшить положение здравоохранения, на нынешнем этапе должно быть положено бюджетное финансирование с максимальным стимулированием добровольного медицинского страхования (ДМС). И лишь на втором этапе, лет через двадцать, бюджетное финансирование может быть заменено 100% ОМС. Актуальность и необходимость реформы здравоохранения в России на нынешнем этапе диктуются не политическими интересами высшего руководства страны и не ведомственными интересами самой отрасли, а интересами национальной безопасности страны, в которой медицинская безопасность фактически стала основополагающей, так как вопросы подготовки нового поколения трудовых, интеллектуальных и военных ресурсов, обеспечения страны людскими резервами не могут быть решены без формирования физически, психически и социально здоровых поколений.
Сергей Осипов
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
`СБ Банк` предложил в новом 2013 году своим клиентам два новых банковских продукта для улучшения жилищных условий, приобретения коммерческой недвижимости, либо получения наличных денег на неотложные нужды
Современный магазин уже давно невозможно представить без проведения комплексных работ по автоматизации на этапах оприходования товара на склад, учета его в торговом зале и продаж на кассе