Связь ушу и цигун

Современный цигун (буквально, "работа с ци") в древности назывался по-разному: ту-на, дао-инь, син-ци, фу-ци, ши-ци, лянь-ци, цзинь-цзо, цзо-тань или нэй-гун (внутренняя работа) - и является особой практикой укрепления здоровья. Ею своеобразие заключается в комплексной тренировке организма, воли, энергии ци и дает отличные результаты в укреплении здоровья и профилактики заболеваний.

Цигун в Китае имеет более чем 2000-летнюю историю. Рассуждения о цигун имеются в памятнике культуры "Путь ци" Юй Пэймина, написанном где-то в 380 г. до н.э. В "Чжуан-цзы" и знаменитом "Дао да цзине" Лао Цзы также есть комментарии к цигун. А в специальных медицинских трактатах более подробно описывается практика цигун.

Направлений цигун множество, здесь мы рассмотрим пять основных: медицинское, конфуцианское, буддийское, даосское и воинское.
Медицинский цигун ставит перед собой цель укрепления здоровья, профилактики заболеваний и лечения болезней.
Основная цель конфуцианского цигун заключается в "реставрации тела и пробуждении энергии ци".
Цель даосской практики - "учесть и душу и тело", "влиять на жизнь", а также восстановить "непорочность и недеяние".
Буддийское направление больше беспокоится о "закалке души и ее освобождении".
Воинский цигун призван укреплять здоровье и повышать уровень боевого мастерства.

Хотя современная гимнастика цигун и относится к лечебно-оздоровительной практике, тем не менее она по-прежнему остается одной из составных частей боевых искусств, с помощью которой укрепляется скелет, увеличивается сила ударов. Более того, методика внутренних школ неразрывно связана с использованием энергии ци, и поэтому все известные школы ушу издавна уделяют самое пристальное внимание работе с ци.

Основное содержание гимнастики цигун заключается в гармонизации тела с использованием различных положений и cтоек, гармонизации души с использованием вхождения в транс или медитации и регулировке дыхания (вдох-выдох). Для этого практикуют такие позы: сидеть ровно; сидеть поджав ноги "по-турецки"; сидеть поджав одну ногу; лежать на спине; лежать на боку, стоять ровно или ходить. Существуют следующие такие медитации:

  • методика защиты мысли (высочайшая концентрация мысли на определенных точках тела);
  • методика слежения за дыханием (мысль сосредоточена на дыхании); методика подсчета дыханий (один вдох и выдох считать как одно дыхание);
  • методика "слушать дыхание" (постараться услышать, как входит и выходит ци во время вдоха и выдоха).

    Дыхание тоже имеет несколько разновидностей: естественное; вызывающее вдох; попутное; встречное; с задержкой; вдох через нос, выдох через рот; дыхание, контролирующее кровеносные сосуды; скрытое дыхание; ярко выраженное дыхание.

    Кратко рассмотрим важнейшее содержание методик цигун. В практике ту-на (выбрасывать и удерживать) главным является тренировка дыхания; в системе цзин-гун (работа с покое) основное - это обучение спокойствию; практика дао-инь (руководить и растягивать) подразумевает "руководить и растягивать" мысли; практика чжань-чжуан-гун (стояние столбом или стоячая свая) предполагает длительные тренировки в позе "стояния столбом"; двигательные тренировки и упражнения покоя объединены термином дун-гун (работа в движении). Для улучшения циркуляции ци применяется самомассаж и другие практики. В воинском цигун за основу взят чжань-чжуан-гун, т.е. стояние столбом. Его описание таково: ноги расставить на ширину плеч, колени слегка согнуть, корпус держать прямо, подбородок чуть приподнять, но не заваливать внутрь; поясницу и плечи расслабить, руки вытянуть вперед и вверх, ладони направлены вверх. Дышать свободно и непринужденно, вдох легкий и короткий, выдох напряженный и продолжительный.

    Как видим, методик цигун много, а их требования и специфика различны. Тем не менее их объединяют общие требования:
    1. Тренировать и сохранять покой, расслабленность и естественность. Мысли и тело непременно должны быть спокойны расслаблены.
    2. Воля и и энергия ци взаимно дополняют и проникают друг в друга. Проводя через центр дань-тянь мысли и дыхание, добиваются того, что они сливаются в едином потоке, дыхание становится мягким, тонким, ровным и продолжительным; вдох с затяжкой; выдох еле заметен. Следует достичь такого состояния, когда ци погружается в дань-тянь, воля и и энергия ци переливаются друг в друга.
    3. Чередование тренировок и отдыха. После 10-20 минутных занятий остановиться и перейти к обычному дыханию,
    4. Сочетание движения и покоя. После статической тренировки цигун непременно следует подвигаться 1-2 минуты, например, заняться тайцзи цюань.
    5. Постепенность и последовательность. Заниматься следует спокойно и естественно, а не гнаться за быстрым успехом.
    6. Каждому свое. В соответствии с обстановкой каждый выбирает себе подходящую методику.
    7. Настойчивость и постоянство. Заниматься необходимо настойчиво и регулярно, только тогда можно рассчитывать на успех.
    8. Вести умеренный образ жизни. Практикуя цигун, необходимо во всем соблюдать меру и удерживать себя от соблазнов.

  •  

      Copyright © RIN 2001-. *  Обратная связь