Воспитание суперребенка (7 месяцев)

Мы видели их фотографии на обложках самых популярных журналов и их выступления на телевизионных ток-шоу. Со странной смесью любопытства, неодобрения и зависти мы слушали, как гордые родители рассказывали об их невероятных достижениях: чтение слов в 6 месяцев, книгу - в год, газету - в 2 года. Мы удивляемся, как кто-то может оказывать такое сильное давление на своего ребенка, и задумываемся, способны ли мы сделать то же самое со своим малышом.

Концепция суперребенка регулярно поднимает всплеск в средствах массовой информации, в результате чего волны достигают самых широких слоев общества, в некоторых случаях поднимаясь на значительную высоту. Появляется большое количество программ и книг, посвященных воспитанию вундеркиндов с самого раннего возраста, и даже возникают целые институты, призванные проводить исследования в данной области. Но среди наиболее авторитетных специалистов в области детского развития идея оказания давления на младенцев и детей, с тем чтобы они опережали нормальные темпы развития, не произвела никакого впечатления. Не существует научных доказательств, что такие программы идут на пользу детям, не говоря уже о том, что они работают. Хотя вполне возможно научить младенца самым различным навыкам задолго до их обычного проявления, однако не существует опробованного последовательного метода, неизменно дающего такой результат. И нет доказательств тому, что интенсивное раннее обучение в конечном итоге имеет преимущество перед традиционными методами. Исследование, проведенное среди взрослых, добившихся больших успехов в таких областях, как музыка, спорт и медицина, показало, что приобретение профессиональных навыков не только не является результатом целенаправленных усилий их родителей в раннем детстве, а скорее наоборот, у них впервые проявился интерес к будущей профессии, когда занятия имели форму игры, а не серьёзного интенсивного обучения под давлением.

Дети в первый год жизни должны научиться очень многому - их программа значительно превосходит по объему тот материал, который им предстоит усвоить за первый год обучения в школе. За эти 12 месяцев им нужно установить связи с окружающими (родителями, братьями и сестрами, сиделкой и т.д.), обрести доверие ("Когда у меня неприятности, я могу быть уверен в том, что родители мне помогут") и усвоить концепцию неизменности предметов ("Когда мама прячется за креслом, она все равно находится там, хотя я ее не вижу"). Им также необходимо научиться пользоваться своим телом (садиться, стоять, ходить), руками (брать и бросать, а также манипулировать предметами) и мозгом (решать проблемы типа: как-мне-достать-с-полки-игрушку-если-я-до-нее-не-дотя-гиваюсь), узнать значение сотен слов и как их произносить, используя сложное сочетание голосовых связок, губ и языка. Если им предстоит усвоить такой насыщенный курс, дополнение еще одного учебного материала может вытеснить из расписания один или несколько крайне важных навыков основного развития.

Хотя лишь немногие родители будут заставлять ребенка стоять до того, как он к этому готов, многие без колебаний торопят развитие мозга, например заставляя его читать. Почему? Может быть, потому, что значительно проще представить повреждение ног, которые слишком рано перенесли нагрузку, чем. ущерб, нанесенный перегруженному мозгу, или потому, что в некоторых семьях больше внимания уделяется интеллектуальным достижениям ребенка, чем его физическому развитию.

Родители, которые испытывают соблазн сделать из своего малыша суперребенка, несмотря на существующее негативное отношение специалистов в области детского развития к ранним обучающим программам, должны задать себе следующие вопросы.


Какова моя цель? Чтобы мой ребенок чувствовал свое превосходство над остальными детьми или чтобы обеспечить ранний доступ к образованию - колледж в 10 лет, аспирантура в 12? Нет никаких доказательств, что жизнь чудо-детей более насыщенна и плодотворна, чем у их сверстников, чье развитие не подталкивают (на самом деле жизнь вундеркиндов не раз оканчивалась катастрофой). Даже в раннем возрасте родители, как и все окружающие, склонны судить о таких детях по их достижениям в учебе и объему знаний, а не по тому, что они собой представляют как личности.
Не мотивированы ли мои действия страхом, что без столь ранней подготовки мой ребенок не добьется успеха в современном мире, где царит жесткая конкуренция? Хотя это верно, что дети, научившиеся читать в дошкольном возрасте, обычно продолжают читать больше своих сверстников, ребенок, имеющий хорошую подготовительную базу (знакомство с алфавитом, знание песенок и всевозможных историй), но не умеющий читать, в школе может очень быстро начать читать и схватывать все очень быстро.
Не чувствую ли я себя неуютно с младенцами и детьми? Некоторые родители, не способные "спуститься" на уровень ребенка (например, потому, что они не наделены способностью говорить на детском языке), хотят как можно быстрее подтянуть его до своего уровня. Но ребенок нуждается в собственном детстве, и с вашей стороны будет более честно, приложив некоторые усилия, общаться с ним на том уровне, где он находится, а не стараться дотянуть его до себя.
Как концентрация усилий на одной области развития ребенка, например языковой (через чтение), отразится на других областях? Будет ли у вас время, чтобы оказать ребенку помощь в социальном развитии (через групповые игры и время, проведенное на площадке для игр) и физическом (предоставляя ему возможность полазить по горке, побросать мячик, попрыгать со ступенек), а также на то, чтобы удовлетворить его растущее любопытство (рассказывая обо всем, начиная с комочка пыли на полу до облаков на небе)? Не каждый взрослый разносторонне развит, и не каждый испытывает в этом необходимость, но ребенку нужно понять свои силы и слабости, открыть и обследовать все возможные пути персональной самореализации, прежде чем решить, какие из заложенных в нем способностей он хотел бы развить. Этот выбор должен быть сделан ребенком, а не его родителями, и, конечно же, не в первый год жизни.

Даже те родители, которые решили не пытаться вырастить вундеркинда, могут воспитать очень способного ребенка, если помогут ему достичь своего максимального потенциала, соблюдая присущий ему темп развития, предлагая широкие возможности для этого и поддержку в решении обычных задач, стоящих перед младенцем. Этого можно добиться, посещая с ним зоопарки, музеи, магазины, парки; рассказывая о людях, которых вы видите ("Эта женщина очень старая", "Этот мужчина должен ездить в кресле, потому что у него ножки болят", "Эти дети идут в школу"); объясняя, как работают различные предметы ("Смотри, я повернул вентиль, и вода побежала из крана"), для чего они предназначены ("Это стул - ты сидишь на стуле") и чем они различаются ("У лошади длинный, гладкий хвост, а у поросенка маленький, колечком"). Для ребенка в этом возрасте гораздо важнее узнать, что собака лает, грызет кости, может укусить, имеет четыре ноги и вся покрыта шерстью, чем уметь прочитать по буквам слово "собака".

Если ребенок проявляет интерес к словам, буквам или цифрам, всеми средствами старайтесь его поощрять. Но не отменяйте поход на игровую площадку для того, чтобы посвятить все время занятию с карточками. Обучение независимо от того, чему вы учите ребенка - бросать мячик или узнавать буквы, - должно доставлять ему удовольствие.

Дети приобретают уверенность, узнавая то, что важно для них самих, а не для родителей. Если у ребенка появится ощущение, что занятия, которые предлагают родители, важнее того, чем он хотел бы заняться сам, это способно нанести серьезный удар по его чувству собственного достоинства. То же самое может произойти, если ребенок начнет думать (не важно, есть ли на это основания), что ему не по силам оправдать надежды, возлагаемые на него родителями. В конечном итоге, если ребенок научится себя любить и уважать, это даст ему значительно больше, чем умение читать или играть на пианино, приобретенное в раннем детстве.

 

  Copyright © RIN 2001-. *  Обратная связь