Поиск по сайту:

Йоготерапия

Йоготерапией называется сложный многоуровневый комплекс мер, базирующийся на тысячелетнем опыте основных направлений йоги и имеющий целью решение всего спектра проблем возникающих в жизни человека. Каждый человек всю жизнь сталкивается с определенными проблемами, которые вызывают у него ту или иную степень дискомфорта: тяжелые состояния, переживания и т.п. Это могут быть проблемы связанные с утратой здоровья, проблемы морально-этического и социального плана, проблемы духовного поиска.
    
     В основе йоготерапии лежит огромный объем знаний именно практического характера. Поэтому наибольшая результативность обуславливается компиляционным подходом, сочетающим в себе элементы многих йогических традиций. Йога, как чисто практическое учение, в идеале должно отслеживать малейшие изменения в мироздании, возникающие по тем или иным причинам. Это может быть смена общего энергетического спектра Земли и отдельных энергетик, изменения свойств и качеств живых существ или каких-либо предметов, переход от одной эпохе к другой, являющийся следствием перемен на тонких планах и многое другое. То, что касается йоги, в полной мере относится и к йоготерапии. Часть знаний в настоящее время приходится признать мертвыми, так как мир в целом переменился настолько, что многое из того, что с большим успехом использовалось раннее, становится теперь абсолютно бесполезным.
    
     Йоготерапия не замыкается в рамках т.н. "индуистских" традиций. Ведь, как известно, например, практически любая религия содержит в себе рациональное зерно, то есть элементы йоги. Поэтому необходимый метод решения той или иной проблемы может быть найден в недрах любой религии, оккультной "надрелигиозной" надстройки и т.д. Оценивается лишь его практическая польза и рациональность применения. Причем слепое копирование данного метода без понимания и возможной коррекции исключается.
    
     Йоготерапия рассматривает и устраняет проблемы пяти низших тел (физического, эфирного, астрального, ментального и казуального, или буддхи). Более высокие тела по своей природе уже не подвержены, каким бы то не было, проблемам и деформациям.
    
     Йоготерапия состоит из двух разделов.
    
     Первый раздел йоготерапии составляют комплексы асан и пранаям, разнообразные гимнастики и процедуры, адаптированные для местных условий. Данный раздел довольно хорошо известен. Его задача - привести в порядок, укрепить или поддержать физическое, эфирное и в меньшей степени астральное тела человека. В определенных случаях практики, описанные в этом разделе, являются самодостаточными и результативными, но это происходит довольно редко. Далеко не всегда хороший хатха-йог в состоянии справится со своими проблемами, используя стандартные физические или простые медитативные техники. Причем такой йог не защищен от внешних проблем, например, социального плана: конфликтов, неудач и т.п. Распространенный метод отторжения и подавления возникающих в сознании вибраций достаточно примитивен и зачастую превращает человека в идиота или приводит к его гибели. Есть множество примеров иллюстрирующих это.
    
     Зачастую, человек усердно занимаясь несколько лет в труднодоступных местах и научившись делать со своим телом чудесные вещи, вдруг осознает, что внутри по сути своей он остался таким же, как и был, а не "приблизился к атману".
    
     Таким образом, мы рассматриваем первый раздел йоготерапии, как необходимый, но, по существу, как вспомогательный.
    
     Вторым разделом йоготерапии является буддхитерапия. Буддхитерапия непосредственно связана с Раджа-йогой и Джнани-йогой. Ее приоритет очевиден, т.к. она непосредственно направлена на регенерацию двух высших оболочек (астральной и ментальной) и казуального тела.
    
     Буддхитерапия - это очень тонкое воздействие на казуальное тело (тело буддхи), позволяющее избавится от негармоничной внутренней позиции либо комплекса подобных позиций. Следствием же данных позиций обычно является разбалансирование энергетических структур организма, а затем из-за этого и утрата здоровья на физическом плане.
    
     Буддхитерапия подразумевает определенные усилия, прежде всего ментального плана и, также, известную гибкость в восприятии окружающего мира, способность более или менее объективно посмотреть внутрь себя. В Нияме такая способность называется Свадхиайя.
    
     Но каковы же причины энергетического разлада организма?
    
     Это внутренние вибрации, вызываемые оценкой ситуации (или ее участников), которую индивидуум наблюдает или создает внутри себя. Обычно характер такой реакции сравнивается с "базой", которая имеется у каждого человека. Каждый элемент этой "базы" - стандартная реакция для конкретной ситуации плюс четко определенное психическое переживание.
    
     Данная "база" может представлять собой жесткую закостенелую структуру, быть на 100% искусственной по своей сути, то есть не иметь ничего общего с действительностью. Мировоззрение носителя такой "базы" состоит из готовых "кирпичей", он не в состоянии что-то самостоятельно понять и оценить. Другой же человек может ставить во главу угла морально- этические концепции и собственные эмоциональные переживания с ними связанные. Третий может быть прагматиком и логиком (что бывает крайне редко), его "база": рационализм, идеи и концепции, но это не значит, что он "идеален".
    
     Таким образом, мы получаем картину "замутнения дна", искаженности и неестественности оценки человеком себя и окружающей действительности, отождествлением его с низшими планами своей природы. Наиболее сильные заблуждения часто входят в конфликт с действительностью, обусловленной законами Вселенной и иногда даже деформируют тело буддхи.
    
     Надо также отметить, что даже внешние энергетические воздействия "ложатся" именно на проблемные места человека. Поэтому лишь механическое снятие подобного воздействия часто либо действует кратковременно, либо подвязывает человека к "чуждой" ему защитной энергетической структуре.
    
     Духовные законы Вселенной являются ступенями к Атману. Они имеют связь с различными уровнями сознания и определяют основные отступления человека от своей естественной природы. Правильное осознание и понимание этих законов является одним из самых сложных аспектов Йоги.
    
     Буддхитерапия также использует определенные внутренние состояния при выполнении йогических комплексов. Соответствующие состояния и специально подобранные энергетики резко повышают эффект от выполнения упражнений, т.к. задействуются уже не только физическое и эфирное тела.
    
     Буддхитерапия включает в себя и специальные медитации, целью которых является уравновешивание и очищение пяти низших тел человека.
    
     В буддхитерапии используется также индийская (аюрведическая) традиция, основанная на тройственной природе равнозначных гун: саттвы, раджаса и тамаса.
    
     Согласно аюрведическим традициям, обычно учитывается и варна обратившегося за помощью человека. Причем имеется в виду его истинная варна, та, которой он соответствует по своим внутренним качествам, иначе - по степени своего развития. Данное развитие, как известно, определяется уровнем сознания человека, наличием и развитостью его тонких тел. Уже при рождении люди имеют разный опыт, различные внутренние качества, определенные, к примеру, их прошлыми жизнями.
    
     Таким образом, советы, данные человеку, отождествляющего себя со своим астральным телом, не имеют ничего общего с советами, данными человеку с сильно развитым ментальным телом.
    
     Поэтому, при внешне схожей проблеме, например, вайшья и кшатрий получат разные рекомендации.
    
     При всем при этом учитывается и индивидуальный оттенок проблемы, и то, что зачастую даже развитый человек в некоторых ситуациях ведет себя примитивно, как представитель более низкой варны. Иногда человек носит в себе две противоположные оценки одного и того же события, получая в результате, например, конфликт "ума и сердца", конфликт весьма разрушительный.
    
     Со временем было замечено, что люди, принадлежащие к разным варнам, имеют и разные проблемы со здоровьем, которые были в последствии соответствующим образом классифицированы.
    
     О йоготерапии можно писать много, но пока ограничимся небольшой вводной статьей.
    
     Напоследок хотелось бы еще повторить, что йоготерапия в целом, подразумевает определенные внутренние усилия и обстоятельный самоанализ. А как известно, те проблемы, которые мы имеем, мы в состоянии решить, т.е. понять причину их возникновения и избавится от них навсегда. Многие же из этих проблем напрямую связаны с нашим духовным развитием: устраняя их, мы становимся совершеннее.
    Источник: http://www.atman.boom.ru/