С каждым годом табачным компаниям становится все труднее продвигать свои наркотики на рынок. Еще совсем недавно такой проблемы у них не было. Серьезные научные исследования, посвященные вреду курения, начались только в 60-е - например, первый доклад Surgeon General, в котором курение было названо возможной причиной рака легких и гортани, а также хронического бронхита, был опубликован в 1964-м. Официальная борьба с курением началась в 70-х и вплоть до XXI века шла довольно вяло. Но к сегодняшнему дню ситуация изменилась. Новые исследования значительно расширили список заболеваний, возникающих от курения - сюда входят лейкемия, катаракта, пневмония, заболевания сердечно-сосудистой системы и репродуктивной системы. И целый букет онкологических заболеваний: в Японии, например, сигареты признаны главной причиной рака легких - а он, в свою очередь, уносит в Японии больше жизней, чем любая другая форма рака.
Вполне естественно, что во многих развитых странах эти наблюдения привели к запретам на курение в общественных местах и другим жестким мерам борьбы с курением. Антитабачную конвенцию ВОЗ по контролю над табаком подписали уже 118 стран мира. И только в 8 странах отсутствуют законы, ограничивающие употребление табака.
В этих условиях табачная индустрия вынуждена придумывать новые способы сбыта своего товара. Об одном из них мы уже рассказывали - это агрессивное продвижение сигарет в тех развивающихся странах, где их продажи и реклама пока не особенно ограничены.
Другой же способ табачной пропаганды коснется и развитых стран. Речь идет о новых марках сигарет, рекламируемых как "безопасные". Между тем, по мнению специалистов, они могут нанести еще больше вреда, чем классические сигареты.
Этот трюк уже удался табачным компаниям в 80-е при введении на рынок сигарет с "пониженным содержанием смолы" - разнообразных "легких" и "ультра-легких" марок. В то же время, по многолетним статистическим данным Национального института рака США, количество преждевременных смертей, вызванных курением, не изменилось при массовом переходе на такие сигареты. Дело в том, что широко рекламируемое снижение уровня некоторых токсичных веществ компенсируется их синтезом при горении сигареты, а также вредным сочетанием оставшихся компонентов. Кроме того, некоторые люди при переходе на "легкие" просто начинают выкуривать больше сигарет в течение дня, так что доза потребляемых токсичных веществ остается прежней.
Тем не менее, уловка с "безвредными" сигаретами продолжает развиваться. Так, компания Philip Morris разработала "деникотинизированные" сигареты Next, при изготовлении которых из исходного сырья извлекаются алкалоиды никотина и сокращается количество канцерогенных нитрозаминов. Однако при такой обработке в составе сигарет остаются нитраты - химические предшественники удаленных токсинов. При зажигании сигареты начинается реакция пиролиза, и нитрозамины снова синтезируются.
К середине мая этого года уже в десяти американских штатах начаты расследования по поводу двух новых марок сигарет, которые рекламируются как "безвредные". По мнению законодателей, реклама этих сигарет не соответствует реальным фактам об их воздействии на организм.
Первый из упомянутых продуктов - сигареты Eclipse от компании Reynolds Holdings, которая производит Camel и Salem. По уверениям разработчиков, в сигаретах Eclipse снижена температура разогрева табачной смеси с целью уменьшения образования традиционных токсичных продуктов сгорания. В связи с этим в рекламе говорится, что такие сигареты, по сравнению с традиционными, создают меньше риска для развития раковых заболеваний и бронхита. Однако независимое исследование уже выявило, что при сгорании одной сигареты Eclipse выделяется больше угарного газа, чем при сжигании двух обычных "ультралегких". Угарный газ известен тем, что особенно угнетает сердечную деятельность.
Вторая марка, попавшая под расследование - это Quest от компании Vector Tabacco. Они делаются из генетически-модифицированного табака, содержащего незначительно количество никотина. При этом в рекламе Quest говорится, что данные сигареты позволяют "встать на путь избавления от никотина". Это подразумевает, что Quest помогает бросить курить - однако данный продукт не имеет лицензии Федеральной службы по контролю за продуктами лекарствами (FDA) как средство для борьбы с никотиновой зависимостью. Не говоря уже о том, что при курении даже безникотиновых сигарет все остальные токсичные вещества в их дыме остаются.
Одним из наиболее неприятных моментов в борьбе с курением является то, что законодательные акты не успевают за рекламой. В мартовском выпуске журнала Tobacco Control опубликованы результаты исследования, в ходе которого выяснилось, что большинство людей уже "купились" на рекламу Eclipse. Из тысяч опрошенных курильщиков 91% верит, что Eclipse безопаснее, чем другие сигареты, а 24% считают эти сигареты совершенно безопасными. В то же время из молодых людей от 18 до 25 лет, которые недавно бросили курить, 15,2% выразили интерес к новым сигаретам (то есть не исключается, что из-за такой рекламы они начнут курить снова)
Вывод, который делают эксперты Tobacco Control: рекламируемые таким образом новые сигареты могут нанести людям даже больше вреда, чем обычные. Даже если они менее токсичны, сам факт подмены "не-курения" на "почти безопасное курение" может увеличить число курящих среди молодежи и даже среди тех, кто уже бросил курить.
Кроме того, эксперты призывают граждан не доверять рекламе, которая обещает сокращение лишь какого-то одного из множества вредных веществ, содержащихся в сигаретах. "Безвредность" новых сигарет должна определяться по концентрациям достаточно широкого набора канцерогенов, присутствующих в сигаретном дыме. И определять стандарты этой "безвредности" должны, конечно же, не сами производители сигарет. Ведь им нужно лишь, чтобы их продукция продолжала продаваться, а люди - продолжали курить.