25.03.2004 Нежизнеспособный мутант бюджетно-страхового здравоохранения

Власть бюрократов от медицины и коррупция стали повальным явлением

За десятилетний период реформы здравоохранения в России не произошло сколь-либо существенного изменения этой социально значимой сферы. Бездействие Минздрава РФ привело к полной разбалансировке когда-то стройной и единой структуры системы здравоохранения. Сегодня каждая служба в этой системе действует самостоятельно, и эффективность всех служб зависит во многом от субъективных факторов, прежде всего от компетентности руководителя каждой определенной службы, от его способности сохранять целостность и соподчиненность всех звеньев службы. В экономике здравоохранения - явный диссонанс между бюджетным финансированием и обязательным медицинским страхованием (ОМС), вследствие чего благополучие того или иного лечебно-профилактического учреждения зависит прежде всего от способности его руководителя находить нужные связи и нужные рычаги воздействия на финансовые структуры. В целом создается впечатление, что вся система здравоохранения весьма дискретна и в силу этого не поддается никаким реформам. Это положение ухудшается в еще большей степени стагнацией комитета по охране здоровья ГД РФ, который был призван разработать правовые и экономические основы реформы здравоохранения. Все, кто хоть как-то причастен к системе здравоохранения, воочию убеждаются в плачевном положении российского здравоохранения. Более того, видят, насколько возросли негативные явления. Это прежде всего беспредельная власть бюрократов от медицины и повальная коррупция. Неспроста фонд ИНДЕМ в рейтинге коррумпированности отраслей на первое место поставил здравоохранение. Все законы и ведомственные акты, принятые в течение последних 10 лет, лоббировались и корректировались медицинскими чиновниками таким образом, чтобы усилить их личную власть и непотопляемость. Это, в свою очередь, привело к беспрецедентному возрастанию взяточничества. В связи с чем экс-министр Юрий Шевченко предложил довольно-таки оригинальную форму борьбы с коррупцией, предлагая узаконить взятки и собирать с них налоги. Чем не реформа здравоохранения? Но реальной реформой является лишь то, что бюрократическая элита в здравоохранении достигла небывалых высот. Она уже в состоянии говорить на равных с элитами сырьевых отраслей и ВПК.

Все бы ничего, если бы медицинская помощь населению за эти годы хоть как-то улучшалась. Но, увы, даже в тех лечебно-профилактических учреждениях, где появлялась возможность повысить уровень технического и технологического обеспечения лечебно-диагностического процесса, это приводило лишь к усилению коррупции и формированию элементов платной медицины. Каковы же предварительные итоги так называемой реформы здравоохранения? Введение ОМС не привнесло никаких позитивных сдвигов. Чиновники настолько запутали клубок бюджетно-страхового финансирования здравоохранения, что никакая власть уже не в состоянии его распутать. Остается лишь один путь - отказаться от этой мутантной системы финансирования. Но что же придет на смену этому нежизнеспособному механизму? По-видимому, правительство всерьез озабочено состоянием финансирования здравоохранения и видит выход лишь в смене системы ОМС или в ее такой реформе, чтобы медицина действительно стала страховой. То, как пытаются видоизменить ОМС чиновники, представляет собой еще одну схему усиления власти бюрократов. На этот раз в сторону усиления центрального, то есть федерального фонда ОМС. Предстоит очередное создание мутанта. Это на несколько ближайших лет создаст иллюзию реформы и гарантии роста уровня медицинской помощи. В целом изменить ситуацию в здравоохранении можно лишь радикальными и срочными мерами. Прежде всего необходима перестройка самого Минздрава РФ. Аппарат его должен быть существенно сокращен, так же как и многочисленные "НИИ организации здравоохранения". Необходим единый Федеральный концептуально-аналитический центр планирования и координации службы здравоохранения. Собственно Минздрав РФ должен стать центром управления и контроля без каких-либо прав на разработку всевозможных "постановлений", "циркуляров", "распоряжений", "стандартов" и прочих регламентирующих документов, требующих глубокого научного изучения и обоснования. А все вопросы реформы и реорганизации здравоохранения должны решаться на компетентном уровне специалистов Федерального центра планирования и координации службы здравоохранения. Попытка скрестить бюджетное финансирование с ОМС - очередная утопия ультралибералов. С теми ограничениями в экономике, которые просуществуют в России еще как минимум лет двадцать, нельзя проводить подобные эксперименты, которые ломают старую, хоть как-то работающую систему и не создают в полной мере новую, прогрессивную систему финансирования здравоохранения. В основу экономической реформы, способной кардинально улучшить положение здравоохранения, на нынешнем этапе должно быть положено бюджетное финансирование с максимальным стимулированием добровольного медицинского страхования (ДМС). И лишь на втором этапе, лет через двадцать, бюджетное финансирование может быть заменено 100% ОМС. Актуальность и необходимость реформы здравоохранения в России на нынешнем этапе диктуются не политическими интересами высшего руководства страны и не ведомственными интересами самой отрасли, а интересами национальной безопасности страны, в которой медицинская безопасность фактически стала основополагающей, так как вопросы подготовки нового поколения трудовых, интеллектуальных и военных ресурсов, обеспечения страны людскими резервами не могут быть решены без формирования физически, психически и социально здоровых поколений.

Сергей Осипов


Другие новости:
 

  Copyright © RIN 2001-. *  Обратная связь